К 2030 году управление цепочками поставок в корпоративных структурах претерпит кардинальные преобразования. Согласно аналитическим данным, 80% сотрудников будут ежедневно взаимодействовать с интеллектуальными роботами – а 5% менеджеров полностью перейдут от руководства людьми к управлению автономными системами. Такой сдвиг вызван острой нехваткой рабочей силы – и стремительным ростом операционных затрат, что вынуждает компании массово внедрять роботизированные технологии.
Примечательно, что 73% руководителей цепочек поставок (CSCO) в ходе опроса признали робототехнику стратегическим приоритетом для инвестиций – однако 61% респондентов отметили отсутствие в своих организациях необходимой экспертизы для эффективного внедрения таких решений. Руководителям предстоит радикально пересмотреть организационные модели – чтобы успешно адаптироваться к управлению масштабными роботизированными парками. Особую сложность представляет координация разнородных систем: от узкоспециализированных машин – до универсальных платформ, которые постепенно берут на себя весь спектр складских операций.
Трансформация управленческих подходов становится неизбежной. Сегодня небольшие флотилии роботов обслуживаются техническими специалистами – а уже через 2-3 года потребуется разработка принципиально новых методов контроля и мониторинга. Главное отличие – смещение фокуса с инженерных навыков на системное понимание возможностей автономных систем. Менеджеры будущего должны четко осознавать функциональные ограничения оборудования – разбираться в алгоритмах взаимодействия роботов и персонала – и уметь точно определять, какие бизнес-задачи целесообразно делегировать машинам.
Например, при постановке задачи мобильному роботу по подъему паллет в зоне с присутствием людей – руководитель должен не только спроектировать безопасный маршрут – но и заложить дополнительный временной резерв – а также предусмотреть резервные мощности на случай сбоев или непредвиденных ситуаций.
Выделяются четыре ключевых шага для успешной трансформации:
- создание специализированного центра компетенций по промышленной робототехнике;
- разработка комплексной стратегии автоматизации складской инфраструктуры;
- внедрение сквозного управления жизненным циклом роботизированных систем;
- установление жестких стандартов кибербезопасности и уровня обслуживания (SLA).
Процесс интеграции роботов в операционные процессы будет по сложности сопоставим с внедрением ERP-систем в начале 2000-х годов. Вначале появится новая управленческая роль – но со временем эти функции будут распределены по всему цепочке поставок.
Особое значение приобретает вопрос кадровой переобучения. По оценкам Международной федерации робототехники (IFR) – к 2028 году потребуется подготовить около 3 миллионов специалистов логистической отрасли для работы в новых условиях.
Несмотря на растущий интерес к автоматизации в логистике, большинство 3PL-компаний пока не готовы к масштабному внедрению роботизированных решений. Основные препятствия – высокая стоимость технологий, короткие контракты с клиентами и отсутствие единых стандартов процессов. Эксперты отрасли, собравшиеся на «Логистический пикник – 2025», единодушно отметили: пока эти барьеры не будут преодолены, переход к «умным» складам останется точечным и ограниченным.
